Есть несколько способов получения выписки из трудовой книжки, при этом способы ее получения зависит от того, в каком виде она в настоящий момент ведется — бумажном или электронном.

Если книжка ведется на бумаге, то она хранится у работодателя, и для получения копии ее записей нужно обратиться с заявлением к работодателю. Если она ведется в электронном виде, то выписку можно оформить либо самостоятельно через госуслуги, МФЦ, ПФР, либо через работодателя.

СОДЕРЖАНИЕ:

Для чего нужна?



Трудовая книжка хранится у владельца, за исключением тех случаев, когда он на данный момент имеет официальное место трудоустройства. Если документ находится на руках у гражданина, то нет необходимости оформлять выписки и дубликаты.

Если человек имеет официальное место трудоустройства, то работодатель забирает у него бумажную трудовую книжку и хранит ее в сейфе. Документ возвращается сотруднику в случае увольнения. Согласно действующему законодательству РФ, за сохранность полную ответственность несет работодатель.

На сегодняшний день работнику может быть выдана копия трудовой книжки или выписка из нее по запросу.

Есть несколько причин, по которым она может потребоваться:

  1. Подача заявки на оформление кредита в банк.
  2. Подача заявления на получение субсидий или льгот в государственные органы.
  3. Для внесения записи о внешнем совместительстве.
  4. Подача документации в Пенсионный фонд.
  5. Оформление загранпаспорта или визы.
  6. Оформление усыновления или опекунства ребенка.
  7. При рассмотрении дела в судебном порядке.

В некоторых случаях необходимо документально подтвердить тот факт, что гражданин был трудоустроен в определенные периоды.

Как получить у работодателя?



Чтобы получить выписку, необходимо написать соответствующее заявление и направить его в отдел кадров.

В заявлении в обязательном порядке нужно указать, зачем сотруднику необходимы сведения, и куда он собирается их подавать. В течение трех дней после подачи заявления работодатель подготовит документ.

Заполнение выписки из бумажной книжки осуществляется на фирменном бланке компании. Этим занимается сотрудник отдела кадров. Когда документ будет готов, сотрудника попросят расписаться в книге учета для подтверждения факта выдачи.

Подобный документ в обязательном порядке должен быть заверен. Для этого на ней проставляется следующая надпись «Копия верна», сделанная ответственным кадровиком.

Пример:

Для чего нужна выписка из трудовой книжки и как ее получить?

Если книжка ведется в цифровом формате, а от бумажного варианта работник отказался, то выписку все равно можно получить через работодателя на основании заявления. При этом сведения о ее записях выдаются по типовой форме СТД-Р. Конкретный работодатель, к которому обращен запрос, может выдать только те записи, которые выполнил он сам. Сведения о записях у предыдущих работодателей нужно запрашивать на прежних местах работы.

Важно, что в выписке из электронной книжке будут находиться записи, сделанные только за период с момента первой подачи сведений работодателем — с 2020 года. Записи до 2020 года можно посмотреть в бумажной трудовой, которая после перехода на электронную, должна быть выдана сотруднику.

Пример формы СТД-Р:

Для чего нужна выписка из трудовой книжки и как ее получить?

Когда могут отказать?



Стоит сказать о том, что в соответствии с действующим законодательством РФ, отказ в выдаче выписки трудовой книжки является неправомерным.

Если наниматель не предоставляет сотруднику сведения о его трудовой деятельности, то можно обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. При подтверждении факта наличия нарушения, работодателя обяжут предоставить выписку принудительно.

Способы получения выписки из электронной книжки

Если работник перешел на электронный учет трудовой деятельности, то для получения выписки можно воспользоваться одним из четырех способов:

  • обратиться к работодателю (механизм описан выше);
  • подать запрос через сайт госуслуг самостоятельно;
  • обратиться в ПФР лично или через личный кабинет на сайте;
  • обратиться в МФЦ.

Подробнее о том, как получить выписку из электронной книжки.

Выписка у работодателя оформляется по форме СТД-Р, при получении самостоятельно в Пенсионном фонде, МФЦ или через госуслуги — по форме СТД-ПФР.

Через госуслуги

Получить выписку из электронной трудовой книжки по форме СТД-ПФР можно через единый государственный портал под названием «Госуслуги». Для этого необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Авторизироваться на Госуслугах. Для этого достаточно указать логин и пароль от Личного кабинета пользователя. Если у гражданина нет учетной записи, то потребуется пройти процедуру регистрации.
  2. Найти раздел под названием «Услуги».
  3. Выбрать «Работа и занятость».
  4. Кликнуть на подзаголовок «Трудовое право».
  5. Выбрать услугу, позволяющую получить нужные сведения.
  6. Ознакомиться с порядком предоставления услуги и нажать «Получить».
  7. Заполнить установленную форму заявления. Пользователю достаточно указать в соответствующих графах ФИО, дату рождения и СНИЛС.

С момента подачи запроса должно пройти всего несколько минут. По истечении этого периода времени в Личный кабинет пользователя поступит выписка из ЭТК по форме СТД-ПФР.

Через ПФР

Получить выписку из электронной трудовой книжки можно и на официальном сайте Пенсионного фонда РФ. Для этого необходимо предпринять следующие действия:

  1. Открыть сайт Пенсионного фонда.
  2. Ввести логин и пароль от Личного кабинета пользователя.
  3. Найти раздел под названием «Электронная трудовая книжка» и выбрать услугу «Заказать выписку о трудовой деятельности».
  4. На экране высветится необходимая пользователю информация.
  5. Полученный документ можно распечатать, сохранить на внешнем носителе информации или отправить по электронной почте.

Выписка оформляется по форме СТД-ПФР.

Прямое обращение

Прямые способы получения выписки из электронной трудовой книжки в бумажном варианте:

  1. Обратиться в Многофункциональный центр.
  2. Посетить районное Управление ПФР.

При посещении заполняется заявление, на основании которого выдаются сведения в форме СТД-ПФР.

Образцы

Выводы

Получить выписку из бумажной книжки можно по месту ее хранения, из электронной — дистанционно через сайт госуслуг или ПФР, посредством личного обращения к работодателю, в Пенсионный фонд или МФЦ.

Если работодатель отказывает в выдаче документа, то это считается неправомерным, поэтому сотруднику требуется подать жалобу.