Любое транспортное средство небезосновательно считается фактором риска и источником повышенной опасности. Соответственно, здоровье и жизни водителя автотранспорта, его пассажиров и других участников дорожного движения регулярно подвергаются серьезным угрозам.

Для минимизации подобных рисков работодатель, имеющий в своем штате профессиональных водителей, проводит инструктажи по безопасности (охране) труда с сотрудниками, осуществляющими грузопассажирские перевозки. Особое значение имеет инструктирование, которое проводится с водителем перед его выездом в рейс.

Факт прохождения водителем предрейсового инструктажа всегда отражается в специальном регистрационном журнале. Примечательно, что сам работодатель заинтересован в тщательном учете всех фактов проведения такого инструктажа с сотрудниками водительского отдела.

СОДЕРЖАНИЕ:

Нужно ли вести журнал предрейсового инструктажа водителей?



Статьей 212 Трудового кодекса РФ четко определено, что именно работодатель должен обеспечить всем своим сотрудникам безопасные условия работы. При этом особая роль отводится инструктированию и обучению наемных работников (пункт 7 части 2 статьи 212 ТК).

Статья 225 ТК РФ обязывает руководство компаний проводить инструктажи по безопасности (охране) труда для своего персонала. А пункт 8 части 2 статьи 212 ТК не разрешает работодателю допускать к работе тех граждан, которые не прошли предусмотренный инструктаж.

Вышеперечисленные нормы российского трудового законодательства акцентируют внимание на своевременном инструктировании наемных сотрудников, если это касается вопросов безопасности труда.

Если работник занимает в организации должность водителя, перевозит людей или грузы, с ним может проводиться особый вид инструктажа – предрейсовый.

Однако предрейсовый инструктаж водителей считается обязательным исключительно в следующих четырех ситуациях:

  1. Водитель перевозит несовершеннолетних. Если такие перевозки осуществляются регулярно, работник проходит инструктирование перед каждым рейсом.
  2. Водитель транспортирует опасные (крупногабаритные) грузы. При регулярной перевозке подобных грузов предрейсовый инструктаж должен проводиться перед каждым выездом.
  3. У водителя изменился маршрут. Предрейсовое инструктирование осуществляют перед каждым изменением маршрута.
  4. Водитель пересел на другой автотранспорт. Его инструктируют перед каждой сменой автотранспорта.

В любых других ситуациях (кроме четырех, перечисленных выше) предрейсовый инструктаж для водительского состава не считается обязательным, но может проводиться по требованию работодателя.

Так или иначе, каждый факт проведения инструктирования перед рейсом с конкретным сотрудником фиксируется в специально предусмотренном регистре – журнале.

Выполняя требования законодательства, работодатель должен аккуратно вести этот журнал – все сведения нужно вносить своевременно и полностью. Ведь каждая запись официально доказывает, что конкретный сотрудник прошел соответствующее инструктирование и был допущен к рейсу правомерно.

Это важно в тех ситуациях, когда предрейсовое инструктирование является обязательным условием для водителя и его работодателя.

Как заполнять — учет и регистрация



Учитывая специфику данной разновидности инструктирования, журнал должен содержать следующие графы (столбцы):

  1. Порядковый номер записи.
  2. Дата инструктирования сотрудника.
  3. Разновидность инструктажа (в каждой записи следует указывать, что это был именно предрейсовый).
  4. Сведения о транспортном средстве (его марка, госномер).
  5. Вид совершаемых перевозок, маршрут следования.
  6. Суть инструктирования, его краткое содержание.
  7. Сведения об инструктирующем (ФИО инструктора, занимаемая должность, личная подпись).
  8. ФИО и личная подпись инструктируемого сотрудника.

В титульной части данного журнала необходимо указать наименование работодателя, имеющего штат водителей, а также регистрационный номер соответствующего разрешения (лицензии). При этом название самого журнала должно однозначно совпадать с его назначением.

Все страницы должны нумероваться и скрепляться шнуровкой.

Ошибки не допускаются – их нужно перечеркивать, указывая корректный вариант (с подписью исправившего и резолюцией о правильности внесенных изменений).

Пустые строки не разрешаются – если есть пропуски, они всегда заполняются прочерками.

Скачать образец



Выводы

Журнал предрейсового инструктажа необходимо вести работодателю, имеющему штат профессиональных водителей. Каждая запись в таком журнале подтверждает, что сотрудник получил необходимые сведения и выехал в рейс правомерно.

Для работодателя этот регистр является хорошей подстраховкой – особенно в тех случаях, когда предрейсовый инструктаж рассматривается как необходимое условие для допуска водителя к определенному рейсу (маршруту).