Увольнение главного бухгалтера выполняется на общих основаниях, оговоренных нормами Трудового кодекса РФ. Особая процедура расторжения трудового договора для такого сотрудника не предусмотрена действующим законодательством.

Существенный нюанс заключается в том, что главбух на предприятии зачастую обладает статусом руководящего работника (порядок увольнения директора) и материально-ответственного лица (порядок увольнения МОЛ). Соблюдение установленных правил и юридических формальностей имеет в этом случае большое значение.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему - напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 - Другие регионы - ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!


За что можно уволить главного бухгалтера по инициативе работодателя?



Работодатель вправе инициировать увольнение главного бухгалтера по следующим возможным основаниям, оговоренным статьей 81 ТК РФ:

  1. Организация работодатель ликвидируется, индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность (п.1 ст.81 ТК РФ).
  2. Штат (численность) сотрудников работодателя подлежит сокращению. (п.2)
  3. Сотрудник не соответствует выполняемой работе (занимаемой должности). Его недостаточная квалификация была подтверждена итогами аттестации. (п.3).
  4. У организации поменялся собственник активов. Данное основание применяется исключительно в отношении главного бухгалтераа, руководителя компании, заместителей этого руководителя. (п.4)
  5.  Ранее получив дисциплинарное взыскание, сотрудник (в данном случае – главбух) неоднократно пренебрег выполнением своих трудовых обязанностей. При этом отсутствуют уважительные причины такого неподобающего поведения. (п.5 ст.81 ТК РФ)
  6. Главный бухгалтер один раз грубо нарушил регламентированные трудовые обязанности. Речь может идти о прогуле, нетрезвом состоянии на работе, разглашении тайны (если она охраняется законом), хищении по месту работы (если есть судебный акт), нарушении норм охраны труда. (п.6)
  7. Работодатель утратил надлежащее доверие к главбуху. Причиной для этого может являться совершение главным бухгалтером виновных действий. (п.7)
  8. Главный бухгалтер не смог предотвратить (урегулировать) возникший конфликт интересов, непосредственно являясь его стороной. (п.7.1)
  9. Выполняя воспитательные функции, сотрудник совершил поступок аморального характера, что не позволяет ему продолжать данную работу. (п.8)
  10. Главбух принял немотивированное решение, которое привело к причинению вреда активам, имущественным интересам организации-работодателя. (п.9)
  11. Оформляя трудовые отношения с работодателем, главный бухгалтер представил ему подложную (недостоверную) документацию. (п.11)
  12. Иные основания (причины), предусмотренные содержанием трудового договора, законодательными нормами.

Срок отработки при увольнении по собственному желанию



Если главный бухгалтер по своей личной инициативе намерен прекратить трудовые отношения с работодателем, он должен руководствоваться требованиями статьи 80 ТК РФ.

Как и другие работники, увольняющиеся по собственному желанию, в этом случае он подает руководству организации надлежащее письменное заявление за 2 (две) недели до даты предстоящего увольнения, но не позже.

При этом двухнедельный срок начинает отсчитываться со дня, следующего после дня получения руководством надлежащего заявления от главбуха.

Надо отметить, что стороны вправе договориться о досрочном прекращении трудовых отношений, то есть об увольнении работника до истечения вышеупомянутого двухнедельного срока отработки.

Бухгалтер, подав заявление об увольнении, может передумать, отозвав его, взять причитающийся отпуск или, как вариант, оформить больничный лист.

Таким образом, отрабатывать двухнедельный период ему приходится далеко не всегда.

Важный аспект увольнения главного бухгалтера – надлежащая передача всех его дел руководству или новому главному бухгалтеру.

Порядок передачи дел главбуха

Как правило, увольняющийся главный бухгалтер передает своему преемнику или руководству организации все дела, документацию и другие атрибуты, связанные с ведением трудовой деятельности (бухучета) у данного работодателя.

При этом данную процедуру не считают обязательной, она не регламентируется какими-либо нормами законодательства. Однако провести её все-таки рекомендуется, поскольку передается не только документация, но и ответственность.

Передача и приемка дел (бумаг) при увольнении бухгалтера выполняется обычно следующим образом:

  1. Новый главбух, уже трудоустроенный на данном предприятии, вводится в курс дела, изучает регламентированную должностную инструкцию, узнает специфику деятельности и бухучета организации. Важный нюанс на этом этапе – ознакомление с приказом руководства о передаче-приемке дел.
  2. В соответствии с распорядительным актом директора организации формируется особая комиссия. Её цель – инвентаризация дел (бумаг), вверенных главбуху, подавшему заявление о своем уходе.
  3. Проводится соответствующая инвентаризация (ревизия) всех необходимых документов, регистров. Если выявляются несоответствия (ошибки, утраты), данные факты оформляются надлежащим образом.
  4. Отчетность тщательно проверяется, особое внимание уделяется её качеству, содержанию, полноте, соответствию законодательству и локальным нормам. К этому процессу можно привлечь опытного аудитора.
  5. Далее выполняется непосредственная передача и приемка имеющихся дел (бумаг). Если нужно (например, при обнаруженных нарушениях, отклонениях), уходящий работник бухгалтерии предоставляет новому необходимые пояснения. Особое внимание уделяется особенностям работы с бумагами и регистрами.
  6. Оформляется передаточный акт, который подписывается и визируется всеми заинтересованными лицами.

Документация, подлежащая приему-передачи при увольнении (эти бумаги главный бухгалтер должен передать новому сотруднику перед своим уходом):

  1. Отчетность финансовая по организации за последние 5 (пять) лет. На ней должна быть надлежащая отметка о представлении (сдаче).
  2. Бухгалтерские, налоговые регистры.
  3. Документация (сводная), характеризующая расчеты компании с бюджетом.
  4. Сведения учетной политики компании за минувший пятилетний период.
  5. Оборотные, сальдовые ведомости (ежемесячные).
  6. Сведения об инвентаризациях (ревизиях) за минувший пятилетний период.
  7. Перечень предметов, пребывающих на ответственном хранении главбуха (ЭЦП, печати, штампы, ключи, прочие предметы).

Прием и передачу дел (документов) рекомендуется осуществить на протяжении двух недель, отсчитываемых со дня представления работодателю заявления об увольнении и, соответственно, оставшихся до дня фактического выбытия сотрудника. Если работодатель не позаботится об этом заранее, работника может отказаться от такой процедуры после своего ухода.

Таким образом, руководство компании лично заинтересовано в передаче дел главбуха.

По факту завершения данной передачи вся ответственность за принятые дела переходит к новому главному бухгалтеру. Результаты передачи-приема желательно оформить составлением передаточного акта.

Образец акта приема-передачи дел

Акт приема-передачи документации (дел) при уходе главбуха оформлять совсем не обязательно. Однако это всё же рекомендуется сделать, чтобы подтвердить надлежащее состояние переданных (полученных) дел.

Обе стороны – как уходящий, так и новый – заинтересованы в составлении подтверждающего акта. Если новый главный бухгалтер еще не принят на работу, руководство организации должно получить все дела от увольняющегося главбуха.

При этом законодательством не регламентируется строгий шаблон такого акта. Руководство компании вправе самостоятельно разработать и применить подходящую форму данного документа. Самое главное, чтобы обе стороны его подписали.

Передаточный акт может отражать следующие сведения:

  1. Дата выполнения приема-передачи
  2. Список субъектов, принявших участие в данной процедуре (эксперты-аудиторы, сотрудники бухгалтерии).
  3. Список проверенных, переданных документов. Указываются их наименования, даты сдачи.
  4. Несоответствия, неточности и нарушения, обнаруженные в передаваемых бумагах.
  5. Расхождения сведений, выявленные в налоговой и бухгалтерской отчетности.
  6. Факты несовпадения информации, имеющейся на бумаге, с данными программы.
  7. Список ценностей, предметов, вверенных главбуху и переданных новому работнику.
  8. Письменные пояснения уходящего главбуха по расхождениям, выявленным при ревизии (инвентаризации).
  9. Подписи заинтересованных лиц – передающей стороны, принимающей стороны, директора организации.
  10. Согласовывающие визы проставляются на этом акте прочими участниками процедуры передачи-приема (если таковые имеются).

Если у организации-работодателя отсутствует печать, её ставить не нужно, поскольку она вообще не считается обязательным реквизитом. Если же регламент компании предусматривает использование печати, её следует поставить.

Сколько лет длится ответственность после ухода?

Главбух считается ключевым сотрудником организации. От его компетентности во многом зависит не только качество финансов, но и состояние всего бизнеса компании. Бывает и так, что смена главного бухгалтера в организации сопровождается ощутимыми мерами по корректировке или восстановлению учета.

Если главбух допустил случайную неточность или намеренно нарушил закон, его можно привлечь к таким видам надлежащей ответственности (как во время трудовой деятельности, так и после увольнения):

  1. Материальная – предусмотрена нормами главы 39 Трудового кодекса РФ. Она предполагает возмещение работодателю нанесенного ущерба. Срок давности для обращения в суд – 1 (один) год со дня выявления данного ущерба (часть 3 статьи 392 ТК РФ).
  2. Гражданско-правовая ответственность – если главбух непосредственно участвовал в работе руководящих коллегиальных структур организации-работодателя. Основание – статья 53.1 Гражданского кодекса РФ. В этом случае с него можно взыскать причиненный вред и упущенную выгоду (статья 15 Гражданского кодекса РФ). Срок давности для реализации судебного порядка – 3 года (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).
  3. Административная или, как вариант, уголовная ответственность по надлежащим основаниям.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео, где объясняется, как передать дела при увольнении главного бухгалтера:

 Выводы

Таким образом, главбух увольняется по общепринятым основаниям и процедурам Трудового кодекса РФ. Если он имеет статус материально ответственного лица или руководящего работника, его увольнение может осуществляться с некоторыми нюансами. Например, потребуется инвентаризация учетной документации, экспертный аудит, ревизия.

Важный момент – передача дел новому сотруднику от уходящего главбуха. Факт такой передачи можно (и даже настоятельно рекомендуется) оформить особым передаточным актом. Этот акт не регламентируется законом, но его должны подписать обе стороны. При этом законодательством предусмотрена ответственность главбуха за случайные ошибки и умышленные проступки.


Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему - напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 - Другие регионы - ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!