Качественная работа профессионального водителя не представляется возможной без мероприятий, связанных с обеспечением безопасности и охраны труда. Особая роль при этом отводится соблюдению правил дорожного движения (ПДД). Иными словами, профилактика нарушений ПДД считается обязательным условием трудовой деятельности любого водителя, занимающегося регулярными перевозками и работающего в автотранспортной компании.



В любой организации, имеющей непосредственное отношение к транспортной логистике, есть специалист по охране труда, одной из обязанностей которого является проведение предрейсового инструктажа для штатных водителей по безопасности дорожного движения (БДД). Процедура такого инструктирования регламентируется отдельными нормами российского законодательства.

Предрейсовый инструктаж необходим, поскольку он способствует обеспечению безопасности на дороге и позволяет ограничить риски, связанные с эксплуатацией транспортного средства.

Когда нужен предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения?



Отдельными положениями трудового законодательства и нормативно-правовыми актами Министерства транспорта РФ определен перечень возможных оснований, при наличии одного из которых осуществляется предрейсовый инструктаж по БДД.

Так, водителя нужно инструктировать перед началом рейса в следующих типичных ситуациях:

  1. Водитель перевозит несовершеннолетних детей. Предрейсовый инструктаж в этом случае всегда проводится для водителя перед каждым его выездом на линию. Особое внимание нужно уделять действиям при чрезвычайных происшествиях и порядку оказания первой медицинской помощи. Важно учесть, что именно водитель отвечает за здоровье и жизнь детей в процессе их перевозки.
  2. Водителю предстоит управлять другим транспортным средством. Необходимость предрейсового инструктирования объясняется в данном случае тем, что новый транспорт имеет свои особенности, связанные с управлением, функционированием и техническим состоянием. Условия вождения могут ощутимо поменяться, если водитель пересаживается с автотранспорта одной категории на транспорт другой категории. Вся информация о новом транспорте предоставляется водителю в рамках предрейсового инструктажа.
  3. Водитель перевозит опасные или, как вариант, крупногабаритные грузы. К опасным грузам, например, могут относиться химические, горючие или пожароопасные вещества. Перед каждым выездом (рейсом) водителя нужно инструктировать, разъясняя специфику перевозимого груза. Сотрудник, который управляет транспортом, должен знать свойства такого груза, правила вождения в данной ситуации, а также меры, которые потребуются для профилактики чрезвычайных происшествий в пути. Чтобы перевозить подобные грузы, у водителя должно быть особое разрешение.
  4. У водителя изменился маршрут. В данной ситуации потребуется инструктирование, касающееся безопасности дорожного движения. Сотруднику следует разъяснить специфику нового маршрута. Внимание необходимо акцентировать на особенностях движения, дорожной обстановке, условиях климата, географии местности.

Так, во всех четырех ситуациях, перечисленных выше, предрейсовый инструктаж по БДД должен проводиться для водителя в обязательном порядке.

В любых других случаях подобное инструктирование может выполняться по инициативе работодателя – руководителя компании, деятельность которой связана с перевозками.

При приеме нового сотрудника на должность водителя с ним должен быть проведен вводный инструктаж по БДД и охране труда.

При смене сезона и климатических условий для повышения безопасности дорожного движения с водителями проводится сезонный инструктаж, с последующим занесением данных о его проведении для водителей в специальный журнал учета.

Также в ряде случае с водительским составом проводится специальный инструктаж, порядок проведения которых нужно организовать с учетом следующих правил.

В каких случаях не проводится?

Перед рейсом водителя можно не инструктировать по вопросам безопасности дорожного движения, если одновременно соблюдаются все нижеперечисленные условия:

  1. Маршрут движения (перевозки) у данного водителя не меняется.
  2. Перевозимый груз не считается опасным или крупногабаритным.
  3. Управляемое транспортное средство остается прежним, то есть не меняется.
  4. Речь не идет о перевозке несовершеннолетних.

Если нет оснований для обязательного предрейсового инструктажа по БДД, руководитель компании вправе самостоятельно инициировать его проведение.

Какие документы нужно оформить для проведения?



Чтобы провести предрейсовый инструктаж водителей, их работодатель должен заранее подготовить следующую документацию:

  1. Приказ руководства о проведении данного инструктирования. Как правило, этот распорядительный акт издается работодателем по инициативе специалиста, занимающегося охраной труда, если на предприятии возникли надлежащие основания (например, будут перевозиться опасные грузы). Приказом должны быть оговорены сроки инструктирования, его периодичность, порядок проведения, круг инструктируемых, список документов-оснований, а также лица, ответственные за процедуру и являющиеся её исполнителями (начальник соответствующего цеха/отдела, специалист по охране труда).
  2. Программа, разработанная специалистом по охране труда в соответствии с типовыми (стандартными) положениями официальных госорганов (Минтруда РФ, Минтранспорта РФ). При этом нужно учесть, что некоторые акты этих госорганов имеют рекомендательный характер. К составлению данной программы привлекается начальник водительского подразделения компании.
  3. Приказ руководства об утверждении разработанной программы предрейсового инструктажа.

Если все вышеперечисленные документы готовы, можно приступать к самому инструктированию водительского состава.

Порядок проведения

На предприятии предрейсовый инструктаж проводится с водителями по следующему алгоритму:

  1. Специалист по охране труда инициирует проведение инструктирование для водительского состава, ссылаясь на соответствующие обстоятельства или обязательные основания.
  2. Руководитель компании издает приказ об инструктировании по безопасности дорожного движения, регламентирующий все организационные моменты данной процедуры.
  3. Специалист по охране труда формирует программу. Начальник водительского подразделения оказывает ему при этом полное содействие.
  4. Составленная программа утверждается распорядительным актом руководителя компании.
  5. С инструктируемыми сотрудниками проводятся теоретические и практические занятия, касающиеся тех или иных аспектов БДД. При этом учитывается специфика основания (обстоятельства), побудившего к проведению такого инструктирования. Например, инструктаж при перевозке детей будет отличаться от процедуры инструктирования при транспортировке опасных (горючих) грузов.

Инструктаж перед рейсом может являться как разовым мероприятием, так и систематической практикой. Это зависит от того, как часто в компании возникают соответствующие основания.

Факт прохождения водителем предрейсового инструктажа фиксируется в регистрационном журнале.

Каждая запись в журнале должна отражать дату обучения, а также подпись инструктируемого водителя и подпись ответственного лица (инструктора).

Выводы

Предрейсовый инструктаж по вопросам обеспечения БДД обязательно проводится для водителей предприятия при наличии соответствующих оснований (обстоятельств).

Данными основаниями являются перевозка несовершеннолетних, перевозка опасных грузов, изменение маршрута, изменение транспортного средства.

Если такие основания отсутствуют, инструктирование может выполняться по инициативе руководства компании, имеющей водительское подразделение.

Процедура оформляется документально – должны быть все приказы руководителя, программа. Факт прохождения четко регистрируется в отдельном журнале. Каждая запись в таком журнале доказывает, что руководство компании неукоснительно соблюдает требования законодательства.