Открыть меню

Особенности приема на работу инвалида

Работодатель, принимая на работу гражданина с инвалидностью, должен знать некоторые особенности оформления таких работников. Подобная категория сотрудников имеет ряд льгот и гарантий, которые работодатель также должен учитывать. В статье рассмотрено, как правильно принять на работу инвалида, какие документы нужно оформить, как заключать трудовой договор.

Многие инвалиды, не утратившие полностью трудоспособность, работают, несмотря на ограничения своих возможностей во многих сферах жизнедеятельности. Одни вынуждены это делать, другие – просто не могут бездельничать. Государство защищает их права как особую категорию работников и установило на законодательном уровне определенные гарантии и правила для них при трудоустройстве.

Необходимые документы для трудоустройства инвалидов

Чтобы принять инвалида на работу, необходимо получить от него определенные документы, которые не требуются от других категорий работников.

К ним относятся:

  1. Справка, подтверждающая положение инвалида. Она должна быть оформлена на строгом бланке, утвержденном Минтрудом РФ в 2004 году постановлением № 41. Справка формы № 1503004 содержит информацию об установленной группе инвалидности и степени ограничения трудоспособности.
  2. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРИ). Документ также имеет строгую форму и содержит требования к условиям труда, которые обязательны для соблюдения работодателем, принимающим его на работу.

Зачастую встает вопрос об обязательности предъявления данных документов при трудоустройстве. В перечне, установленном частью 1 статьи 65 ТК РФ, их не содержится. Следовательно, решение о предоставлении их работодателю инвалид принимает самостоятельно.

Внимание! Работодатель имеет право на запрос справок о состоянии здоровья кандидата на должность, для которой оно имеет важное значение (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). Явным примером является прием на работу в полицию.

Помимо специальных справок, инвалиды предоставляют в отдел кадров все общеобязательные документы, требующиеся при устройстве на работу. На их основе составляется самый главный акт – трудовой договор.

Какие документы нужны при приеме на работу.

Полезно знать! Иногда инвалиды утраивают состояние своего здоровья до подписания трудового контракта, боясь, что им откажут в приеме на работу. В таком случае на работодателя возложена обязанность дополнения заключенного договора повышенными гарантиями. Поэтому лучше заранее постараться ненавязчиво узнать о возможных ограничениях здоровья претендента на должность.

Особенности оформления трудового договора при приеме на работу инвалида

В основном документе, регламентирующим условия труда инвалида, должны быть отражены не только общие условия его работы, но и льготы, предусмотренные законом. К примеру, если он относится к первой или второй группе инвалидности, ему положена сокращенная длительность труда – в пределах 35 часов в неделю вместо обычных 40 часов (ч. 1 ст. 92 ТК РФ и ч. 3 ст. 23 закона № 181).

Инвалиды имеют привилегии в отпусках в виде их удлинения:

  • на основной ежегодный отдых положено не менее 30 дней;
  • на отпуск без сохранения заработка – до 60 дней за год.

По общему правилу, установленному статьей 96 ТК РФ, граждане данной категории не могут привлекаться к ночной и сверхурочной работе. Сделать это можно только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. По письменному согласию работника.
  2. Если отсутствует запрет медицинским заключением о здоровье на их выполнение.

При привлечении инвалидов к сверхурочному или ночному труду, необходимо ознакомить их под роспись о праве на отказ. Данных правил касается и работа в выходные дни и праздники. Запрет на такой труд может быть установлен в ИПРИ.

Трудовой договор заключается при приеме на работу не позднее трех дней с момента начала трудовой деятельности. На основании составленного и подписанного соглашения готовится приказ о приеме на работу Т-1 и заполняется личная карточка. Если требуется, работник инвалид пишет заявление о принятии на работу.

Когда и как пишется заявление, читайте здесь.

Квоты для инвалидов

Правовой статус этой категории работников в России определен законодательными актами, главным из которых является ФЗ об их социальной защите № 181, принятый еще в 1995 году. Он гарантирует обеспечение занятости граждан данной категории государственными органами всех уровней власти (ст. 20), обязывая работодателей принимать на работу граждан с инвалидностью.

На уровне субъектов федерации могут определяться квоты для трудоустройства инвалидов и минимальные ограничения по организации для них числа специально оборудованных рабочих мест. Делается это только для крупных компаний со штатной численностью свыше 100 человек (ст. 21 закона № 181). Норма может варьироваться в пределах 2-4% от общего количества персонала.

За нарушение установленной квоты, а также при отказе работодателя принимать на работу инвалидов предусмотрена административная ответственность.

Подведем итог, работодатель не вправе отказывать в приме на работу гражданина по причине его инвалидности даже при отсутствии зарезервированных мест и квоты. Для трудоустройства помимо основных документов от него требуются справка об инвалидности и ИПРИ. Предусмотренные законом льготы для инвалидов должны отражаться в трудовых договорах, заключенных с ними.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Трудовые законы для каждого · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru