В связи с пандемией коронавируса у российских компаний появились значительные дополнительные затраты в виде расходов на обеспечение безопасности и борьбу с распространением КОВИД-19 — как возместить эти расходы за счет ФСС, что можно компенсировать, а что нет?

Предлагаем порядок возмещения затрат, в том числе на проведение тестирования на COVID-19, через Фонд социального страхования. Какие документы нужны, и что нужно сделать для получения компенсации?

Какие расходы на борьбу с коронавирусом можно возместить за счет ФСС?



Создан Приказ Минтруда России №365н от 23.06.2020, который вносится изменения в правила возмещения мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний — Правила №580н. По разъяснениям ФСС изменения действуют с 4 августа по 31 декабря 2020 года.

Указанным приказом в Правила введен новый пункт 3.1, где говорится о том, какие расходы предприятий по борьбе с коронавирусом подлежат возмещению за счет страховых взносов на травматизм:

  • затраты на средства индивидуальной защиты (маски одноразовые или многоразовые, респираторы, лицевые щитки, перчатки, бахилы, противочумные бахилы 1 типа, одноразовые халаты);
  • затраты на дизенифицирующие средства (салфетки, антисептики для рук, дозаторы для обработки рук антисептиками);
  • расходы на оборудование и устройства, обеспечивающие очищение воздуха от вируса COVID-19, рециркуляторы воздуха, средств вирулицидного действия для дезинфекции поверхностей;
  • затраты на устройства для измерения температуры тела — тепловизоры, термометры;
  • расходы на тестирование работников на коронавирус.

То есть основную часть затрат работодателей на обеспечение профилактических мер, связанных с борьбой с коронавирусной инфекцией, можно возместить за счет средств ФСС, сформированных страховыми отчислениями на травматизм за работников.

Подлежат ли возмещению затраты на тестирование на COVID-19?



Да, согласно последнему абзацу п. 3.1 Правил №580н, можно компенсировать расходы на направление сотрудников на прохождение тестов на коронавирус за счет ФСС.

Затраты на тестирование работников на Ковид-19 подлежат возмещению только в том случае, если обязанность по направлению персонала на сдачу анализов закреплена для работодателей на законодательном уровне (федеральном или региональном).

То есть если в регионе какими-то законами, актами установлено, что компании должны организовать тестирование для сотрудников, то расходы по этой организации подлежат возмещению через ФСС. Например, в Москве действует Указ мэра от 05.03.2020 №12-УМ, который устанавливает для всех московских работодателей обязательное направление сотрудников на сдачу тестов на коронавирус (не менее 10% персонала не реже, чем каждые 15 дней).

Если работодатель сам по своей инициативе решает тестировать персонал, или компенсирует работникам их затраты на сдачу анализов, то возместить такие расходы за счет Фонда не получится. Но такие расходы можно зачесть в уменьшение налоговой базы при расчете налога на прибыль.

Для получения возмещения по расходам на тестирование нужно обратиться с заявлением в Фонд социального страхования.

Какую сумму компенсирует Фонд?

Согласно абз.3 п.2 Правил №580н возмещению подлежит сумма расходов в пределах 20% от уплаченных взносов на травматизм в ФСС за предшествующий год за вычетом тех сумм, которые уже компании были выплачены в прошлом году в рамках данного обязательного страхования в виде пособий в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями, оплаты дополнительных дней отпуска для лечения, а также проезда до места лечения и обратно.

Если в компании менее 100 человек и при этом организация в последние 2 года не получала возмещения из ФСС в рамках страхования НС и ПФ, то сумма затрат на обеспечение мер профилактики и создание безопасных условий труда, которую можно возместить, рассчитывается, исходя из 3-х последних лет, предшествующих году обращения в ФСС за возмещением. При этом компенсация не может превышать размера взносов на травматизм, подлежащих уплате за текущий год.

Таким образом, работодатели могут компенсировать затраты на борьбу с коронавирусом, закупку СИЗ и тестирование в 2020 году в размере, ограниченном:

  • 20% от взносов на травматизм, уплаченных за 2019 год, минус уже выплаченные суммы за счет данных взносов в 2019 году;
  • 20% от взносов на травматизм, уплаченных за 2017-2019 года, если в компании меньше 100 работников и выплат в рамках страхование от НСиПФ не было в 2018-2019 годах (при этом возмещаемая сумма не может быть больше уплаченных взносов на травматизм за 2020 год).

Какие нужны документы для получения компенсации?



Чтобы получить компенсацию от ФСС, нужно обратиться в отделение Фонда по месту регистрации до 01.10.2020 со следующими документами:

  • заявление;
  • план финансового обеспечения согласно Приложению к Правилам;
  • документы, подтверждающие необходимость данных расходов (в отношении средств защиты, дезинфицирующих средств, термометров и прочих устройств и оборудования для борьбы с коронавирусом — это Перечень закупаемых средств и сертификаты соответствия на них, в отношении тестирования на ковид-19 — список работников, копия договора на проведение тестирования с медучреждением, копия лицензии медучреждения).