Одной из самых значимых разновидностей обучения основам производственной безопасности является целевой инструктаж по охране труда. Его проводят перед разного рода массовыми мероприятиями либо однократными работами.

Целевой инструктаж отличается от других разновидностей обучения правилам охраны труда тем, что может охватывать отдельные категории сотрудников, а его проведение организовывается по необходимости, а не в строго определенных временных рамках, как вводный, первичный либо повторный.

СОДЕРЖАНИЕ:

Что такое целевой инструктаж по охране труда — определение



Это комплекс указаний, исполнение которых позволит безопасно проводить конкретную трудовую деятельность.

Целевое обучение охватывает ряд лиц, перечень которых определяет распоряжение руководства либо наряд, от простого работника до производителя или организатора работ.

Цель проведения



Задачи такого инструктажа зависят от специфики заданий, порученных сотрудникам (тем более, что, они должны будут выполнять работы совершенно не свойственные им профессиям, с которыми они, возможно, никогда ранее не сталкивались).

Основной целью является получение работниками всего комплекса базовой информации, которая может потребоваться для безопасного проведения предстоящих работ.

Для понимания эффективности проведенного целевого инструктажа и возможности допуска людей, прослушавших лекции, к самостоятельной деятельности, по окончании занятий все они должны пройти итоговый контроль качества полученных знаний. А результат такового надлежащим образом задокументирован.

В каких случаях проводится — причины

Целевой инструктаж является эффективным средством профилактики травматизма в ходе выполнения производственного цикла.

Его проведение обязательно для всех сотрудников, задействованных в выполнении разовых работ, не имеющих отношения к их непосредственными трудовыми обязанностями (погрузочно-разгрузочные, уборка и прочее), устранении последствий воздействия стихии и катастроф, организации экскурсий по предприятию, развлекательно-массовых мероприятий с учащимися, ведении деятельности, требующей оформления нарядов-допусков, разрешений и прочего.

Благодаря проведению целевого инструктажа, работники, задействованные в работах, перечень которых приведен выше, знакомятся с информационными материалами и локальными протоколами предприятия. Такие лекцию является эффективным инструментом профилактики производственного травматизма.

Кто проводит?



Проведением целевого инструктажа, как правило, занимаются сотрудники (инструкторы), на которых возложены обязанности по организации всех остальных видов инструктажа: первичного, повторного, внепланового и вводного.

Также это задание может быть поручено непосредственным руководителям структурного подразделения (бригады), которое и будет заниматься выполнением работ.

Отвечают за выполнение сроков инструктажа и порядок его проведения следующие руководящие сотрудники:

Организационная единица Ответственное лицо Правовой акт, регулирующий проведение целевого инструктажа
Предприятие либо организация целиком Руководитель предприятия либо организации ГОСТ 12.0.004-90, пункт 1.3
Отдельные структурные подразделения, — отделы, цеха, мастерские, бригады, участки Начальник конкретного подразделения Постановление Министерств образования и труда под № 1/29, пункт 2.1.3

Предварительно, означенных выше руководителей, знакомят со всей, необходимой для проведения инструктажа сотрудников, информацией, а также проводят контроль знаний правил охраны труда в том же порядке, в каком потом будут проверять работников, которым они прочитают лекции. Результат документируется.

Порядок проведения — пошаговая инструкция

До каждого специалиста, подлежащего целевому инструктажу, в ходе занятий доводят следующую информацию:

  • перечень всех опасностей, с которыми он может столкнуться, выполняя поставленную руководством задачу;
  • требования по охране труда, утвержденные локальной документацией предприятия касательно тех работ, на которые переводится сотрудник;
  • нормы локальных инструкций и положений, имеющих отношения к безопасности выполнения предстоящей трудовой деятельности;
  • способы и методики безопасного выполнения, поставленных перед работниками производственных задач.

После окончания проведения целевого инструктажа, каждый слушатель должен быть в устной форме проверен относительно полноты и корректности усвоения знаний.

Контроль знаний проводится тем же ответственным сотрудником, который и занимался изложением материала.

Все разновидности инструктажа, которые необходимо проводить в ответ на внезапно возникающие обстоятельства, а также правила и ход проведения занятий для каждого отдельного случая, прописаны в совместном постановлении Министерств труда и образования Российской Федерации № 1/29.

Проведение целевого инструктажа должно быть подобающим образом оформлено.

В частности, принято в обязательном порядке отразить результаты прохождения в следующих документах:

  • журнале;
  • наряде-допуске;
  • разрешении на участие в выполнении определенной работы.

В некоторых организациях используются личные карточки работников, предназначенные для фиксации проведенных с каждым сотрудником инструктажей. При наличии таковых, в них следует внести записи, в том числе, и о целевых инструктажах. Также там должны быть отражены результаты проверки полученных работниками знаний, упомянуты используемые в процессе обучения программы и инструкции.

Еще один документ, заполнение которого после проведения занятий обязательно, именуется «Журналом целевого инструктажа по охране труда». Данные по каждому работнику вносятся туда ответственным сотрудником, проводившим обучение. Хранить журнал необходимо в помещении отдела кадров либо службы охраны труда.

В качестве образца для составления этого документа берут стандартную форму журнала регистрации инструктажей, прописанную в общих положениях приложения к ГОСТу 12.0.004-90.

Прежде, чем начинать делать записи в этом документе, следует:

  • выполнить его прошивку;
  • пронумеровать каждую страницу;
  • заверить журнал подписью уполномоченного сотрудника либо руководителя структурного подразделения, бригады, предприятия.

На страницах документа должны присутствовать следующие графы, отражающие всю необходимую информацию о работниках, прослушавших лекции и сдававших зачет:

  • фамилия, имя и отчество сотрудника;
  • его должность и профессиональная принадлежность;
  • дата рождения;
  • название структурного подразделения, в составе которого будет трудиться инструктируемый;
  • дата начитки лекций;
  • фамилия, имя и отчество инструктора;
  • его должность;
  • личные подписи работника и инструктора.

Итог начитки лекций подводит зачет, в ходе которого работники демонстрируют знания полученные благодаря проведенному целевому инструктажу.

Форма сдачи зачета зависит от специфики работ, для выполнения которых готовятся инструктируемые. Он может проводиться как исключительно устно, так и совместно с демонстрацией практических навыков безопасного выполнения, поставленных перед ним руководством заданий.

Выводы

По завершении целевого инструктажа и успешной сдачи экзаменов, на каждого работника, подтвердившего свои знания, выписывается наряд-допуск либо документ, приравненный к нему по своему значению. Список таковых документов утвержден ГОСТом 12.0.004-90 и отображен в пункте 7.9.

Что касается сотрудников, которые не смогли показать удовлетворительный результат усвоения новых знаний, для них допуски не оформляются. Следовательно, они не имеют права приступить к самостоятельному выполнению поставленных руководством задач. Для них целевой инструктаж должен быть организован и проведен повторно. По его окончании снова проводится зачет.

Если специалист, направляемый на выполнение нового для него вида трудовой деятельности, не смог присутствовать по разным причинам на занятиях, то работодатель не имеет права допустить его до работ. Такая норма прописана в Трудовом кодексе России, статья № 212. Его следует проинструктировать сразу же, как только появится такая возможность.